РОДИТЕЛЯМ

Рекомендации по взаимодействию для родителей
16 «золотых» правил, которые помогут вам жить в мире с подростком
Как объяснить подросткам, что такое алкоголь и наркотики
Воспитание подростков со сложным характером
Письмо от вашего ребенка
Справочная информация. О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств либо наркотическое опьянение
Факторы, помогающие предотвратить пристрастие к наркотикам
Сигналы опасности

Рекомендации по взаимодействию для родителей

1. Говорить сыну (дочери): «Людям должно быть с тобой легко» — не бойтесь повторять это.
2. Не расставайтесь с сыном (дочерью) в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3. Внушайте сыну (дочери) давно известную формулу психического здоровья: «Ты , хорош, но не лучше других».
4. В спорах с сыном (дочерью) хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно неправы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
5. Если у вас есть возможность дойти до колледжа вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
6. Научитесь встречать ребенка после занятий. Не стоит первым задавать вопрос, «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задавать контрольные вопросы: «Что было интересного сегодня?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в колледже?».
7. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
8. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
9. Радуйтесь успехам ребенка.
Для того, чтобы процесс адаптации проходил менее болезненно, следует следить за тем, чтобы ваш ребенок:
• Соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, необходим 8- часовой сон.
• Правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени.
• Находился на свежем воздухе не менее 1 часа в день. Это улучшает самочувствие.
• Занимался физкультурой.
• Поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену.
• Учился больше работать самостоятельно.
• Поддерживайте постоянную связь с преподавателями, куратором.

16 «золотых» правил, которые помогут вам жить в мире с подростком

Правило 1. Проявляйте терпение.
Для начала давайте проведем маленький эксперимент. Представьте себе следующую ситуацию: вы учите своего ребенка кататься на коньках. Это уже не первое занятие, но все равно у него ничего не получается и разъезжаются ноги. Как вы поступите:
1. Скажите, что он, «как всегда ничему не может научиться»;
2. Начнете нервно поучать: «Вот так надо ноги ставить, сколько раз повторять»;
3. Сорветесь и бросите это бесполезное занятие. В конце концов, это не самое важное дело в его жизни;
4. Начнете подбадривать «Давай еще раз попробуем, видишь, уже лучше»;
Без комментариев понятно, что первые три способа не конструктивны. Первый способ не лучшим образом воздействует на самооценку ребенка. Сначала он зажмется, внутренне затаится, а потом начнет испытывать чувство вины за то, что ничего не получается. Второй способ более продуктивный, но только в том случае, если поучения будут мягкими и с подбадриваниями, а ваш тон доброжелательным. Третий способ совсем неудачный. Ребенок в лучшем случае озлобится и начнет грубить. Четвертый способ как раз связан с терпением. В нем присутствует и ситуация одобрения, и вина с ребенка снимается за его неумение, и на лицо мягкое обучение. Также и в жизни. Чтобы чему-то научиться, надо запастись терпением. И помните: если вы будете постоянно только поучать и срываться, то нарушите доверие между вами.
Правило 2. Устанавливайте доверительные отношения.
Доверие – самый важный аспект отношений с подростком. Доверительные отношения всегда двухсторонни. С одной стороны, это признание ребенком вас своим другом. С другой стороны, это и ваше доверие к своему ребенку. Ему оно необходимо: это доказывает ваше отношение к нему, как к взрослому. В подростковом возрасте в какой-то момент происходит некоторое отстранение от родителей. У ребенка появляются свои тайны, секреты, личные дела, в которые он не допускает взрослых. Он может полюбить уединяться в своей комнате. Это необходимый элемент жизни подростка. Многие родители воспринимают это как скрытность и нарушение тех самых доверительных отношений. Конечно, приятно, когда тебе доверяют тайны. Но вспомните себя: у вас тоже есть свои «секреты», это нормально для мира взрослых, а ваш ребенок взрослеет. Дайте ему право на собственную жизнь.
Правило 3. Сдерживайте эмоции.
Наверное, вы не раз замечали, что ваше воздействие на ребенка зависит от эмоционального настроя. Когда что-то случилось, первая реакция часто бывает негативной. Но в таком состоянии вы вряд ли сможете действительно понять ситуацию. А крик – не совсем то, чего ждет от вас подросток. К тому же такая реакция вызовет ответную, и ни к чему хорошему подобная «разборка» не приведет. Конфликт не исчерпает. Если что-то произошло или вы рассержены поведением ребенка, прежде всего подавите первые отрицательные эмоции, успокойтесь. Когда вы относительно спокойны, то легко поймете свою цель. Тогда вы сможете отреагировать адекватно ситуации и поставленной цели.
Правило 4. Не рубите с плеча.
Ситуации, с которыми сталкиваются ежедневно в каждой семье, отклонения в поведении – следствие чего-либо, поэтому обязательно надо установить причину. Самые распространенные причины нарушения поведения связаны со стремлением привлечь к себе внимание или самоутверждением. И подвержены этому не только трудные подростки.
Правило 5. Будьте последовательны и постоянны.
Если вы хотите чего-то добиться, то будьте последовательны в своих действиях. Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить. Это только укрепит его убеждение, что взрослым не следует доверять, а их слова – ветер. Если обещали пойти в ближайшие выходные пойти с сыном на каток, то не откладывайте поход на 2 месяца. Это приведет к тому, что некоторое время подросток перестанет доверять вашим словам. Просто будьте последовательны даже в своих изменениях и объясняйте свои требования.
Правило 6. Заинтересуйте подростка в изменении себя.
Помочь можно только тому, кто сам заинтересован в этом. Если ребенок заинтересован в своем изменении, то он охотно пойдет на контакт с тем, кто предлагает ему такую возможность. Иногда дети так привыкают к своей социальной роли, к своему амплуа, что не видят причин для изменения себя. И вот тут наша главная задача – заинтересовать ребенка в процессе позитивных изменений, рассказать ему обо всех преимуществах нового типа поведения, решения проблем и т.д. Ведь потом ему идти по этой жизни самому. А для этого надо повзрослеть, то есть измениться. Если вы сумеете привлечь этим внимание подростка, то в дальнейших изменениях он будет заинтересован сам.
Правило 7. Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений.
Помните о том, что любые изменения должны приносить радость. Каждый подросток старается сохранить свою целостность, пощадить свою самооценку. Поэтому, решая, что-либо вместе с ребенком идите на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. К тому же надо помнить: если одна воспитательная стратегия не подходит, то можно попробовать другую. И не бояться экспериментировать.
Правило 8. Поощрения и наказания должны быть адекватны совершенному поступку.
Практически любое наказание вызывает душевную травму у ребенка. Особенно если это наказание не справедливо или более жестоко, чем стоит этот поступок. И не всякую такую травму можно быстро забыть. Иногда она оставляет след на всю жизнь… То же касается и поощрений, если они не соответствуют сделанному. Согласитесь, что устраивать большой праздник в честь вымытого 14-ти летней дочерью пола – это что-то странное. Равно как если вы скажете просто «молодец» сыну, занявшему 1-е место в городском интеллектуальном марафоне. Любое поощрение и наказание должны соответствовать поступку.
Правило 9. Не старайтесь «все понять».
Любому человеку необходимо понимание. Однако подросткам зачастую важно понимание потенциальное, а в большей степени просто поддержка. Ведь их переживания – самые-самые, и никто до этого такого не чувствовал. Некоторые успокаиваются, когда слышат от отца: «Я сам испытывал подобное в твоем возрасте». Но иногда подросткам не хочется быть такими «прозрачными» и предсказуемыми для родителей. И надо просто их поддержать и сделать вид, что их переживания уникальны. Ведь одному и тому же ребенку в разные моменты времени нужно то понимание, то прямо противоположное. Дело это очень тонкое.
Правило 10, Понимать ребенка не означает одобрять его поведение.
Пример: отец боролся против внешнего вида своего сына. Тот отпустил длинные волосы и ходил с немытыми патлами, раздражая всё семейство. Уговоры и требования матери не помогали. Тогда за дело взялся отец. Как-то утром он сказал сыну: «Прошу прощения, сын. Твои волосы – это твое дело. Я уважаю твое право ходить так, как тебе хочется. Но мой желудок – это моё дело. Я могу вынести все это после завтрака, но никак не до него. Завтракай, пожалуйста, в своей комнате». Этот ответ оказался действенным. С одной стороны, продемонстрировано уважение к мнению сына. С другой – высказано неодобрение его поведением. И в то же время такое высказывание заставило сына задуматься о соблюдении норм приличия. Если бы отец резко запретил сыну подобный эпатаж, то неизвестно, к каким последствиям это привело бы. А так – сын волосы не подстриг, но стал за ними ухаживать. И дома ходить с причесанным хвостиком, что не так раздражало его родителей.
Правило 11. Щадите «больные места» подростка и его самолюбия.
У каждого человека есть какие-нибудь недостатки, которые он старается скрыть. Прикосновения к ним бывают очень болезненны. Особенно это тяжело переживается в отрочестве. Подросток очень уязвим, раним, чутко реагирует на все обращенные к нему слова. Окружающий мир постоянно напоминает ему о его больных местах. Если мальчик маленького роста, ниже своих сверстников, то его неизменно будут дразнить. Конечно, это болезненно. Такие разговоры чаще всего возникают при других взрослых и тем самым как бы возвращают подростка в мир детства, с которым он спешит расстаться. Они же хотят, что бы их считали взрослыми. Уважайте это право своего ребенка. Не ставьте подростка в неловкое, смешное положение (с его точки зрения). Это может только его настроить негативно по отношению к вам.
Правило 12. Избегайте нотаций и проповедей.
Для наших детей очень важно, что бы мы искренне отвечали на их настроение и чувства. В то же время, когда ребенок находится в ярости, смущении, растерянности – их чувства не должны передаваться нам, родителям. Иначе, какой из нас помощник? Мы должны быть опорой и поддержкой для своих детей. И помощь может заключаться в том, чтобы успокоить подростка, разобрать ситуацию, дать некоторую информацию, или просто побыть рядом. А это лучше всего делать на спокойную голову.
Правило 13. Говорите и выясняйте все вовремя.
Одно из наших золотых правил – терпение. Конечно, оно необходимо при воспитании и общении с подростком. Но не надо думать, что терпение – это вседозволенность, сажание себе на шею и не высказывание претензий. Вовремя проясненные обстоятельства помогут вам сохранить добрые отношения. Ведь если обиды просто копить и умалчивать о них, не говорить о том, что вас не устраивает и раздражает, то рано или поздно «котел закипит» и тогда последует взрыв. Лучше сразу все спокойно проясните и найдите решение по спорным вопросам. А еще задумайтесь: может быть, в ваших недоразумениях с ребенком он не так уж виноват?
Правило 14. Не переносите свои недостатки на ребенка.
Есть такая поговорка: «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает». Часто это касается и нашего отношения к самим себе. Свои недостатки стараемся не замечать, зато в детях хотим исправить абсолютно все. И тогда можно наблюдать такую картину. Мать, у которой собственные вещи разбросаны по всей комнате жалуется подруге на неряху дочь. Или отец ругает за «безрукость» 17-ти летнего сына, а сам и гвоздь толком вбить не умеет. Конечно, такие вещи надо отслеживать. Но это полбеды. Гораздо хуже, когда родители переносят на детей свои недостатки, коих у ребенка нет и в помине.
Правило 15. Не прогнозируйте неудачу.
Мы всегда хотим, что бы нашим детям жилось лучше. Стараемся подготовить их к взрослой жизни. Но всегда ли делаем это правильно? Очень часто, действуя «во благо» мы неосознанно программируем ребенка на неудачу. Здесь работает следующий принцип. Дело в том, что наше подсознание часто отказывается воспринимать частицу «не». Когда несущему стопку посуды человеку под руку говорят «Не урони!», его мозг воспринимает информацию как «Урони». И шанс, что посуда окажется на полу, очень велик. Поэтому не стоит напутствовать ребенка, уходящего на улицу словами: «Не попади под машину». Лучше переводить это в позитивное высказывание: «Будь внимательным, переходя дорогу». Но ведь «программировать» можно и по-другому. Известна поговорка: «Капля камень точит». Очень часто, рассуждая о взрослой жизни своего ребенка, мы говорим: «Если не научишься вставать рано, ты не сможешь устроиться на хорошую работу», «Не будешь учиться, не поступишь в институт» закладывая тем самым в ребенке негативные установки.
Правило 16. Будьте другом, а не подружкой.
Некоторые родители, стремясь завоевать расположение своего ребенка, начинают неосознанно подражать ему. Говорят на подростковом сленге, иногда «прикалываются». В общем, стараются стать «своим парнем». Им кажется, что ребенок, скорее их послушает, если они будут с ним на равных. Но это не так. Подростки не примут фамильярности в отношениях с родителями. Зачастую они даже начинают стесняться таких родителей. Ведь дети понимают, что между родителями и ими должна быть дистанция. Родитель-друг – не значит «свой парень», «подружка». Он помощник, советчик, опора, защитник. Он тот, кто понимает и поддержит. Но он – взрослый, со своими взглядами на жизнь, со своим опытом. Со своими ценностями и приоритетами. И подростки в родителях ищут именно такого друга. Сложная задача: одновременно быть родителем, который отвечает за ребенка, заботится о нем. И быть тем самым взрослым другом.

Как объяснить подросткам, что такое алкоголь и наркотики

Противостояние влиянию давления со стороны сверстников и средств массовой информации может потребовать от подростка очень много силы. Когда разговор идет об алкоголе и наркотиках, самым сильным оружием в руках вашего ребенка могут быть факты и знания, вместо тактики запугивания и угроз со стороны родителей.
Поверьте! Доверие подростков к их родителям может стать больше, в случае если они обсудили вместе с родителями проблему наркотиков. Многие успешные родители считают, что одним из наилучших путей избежания того, чтобы ребенок не ввязался в проблему с наркотиками, является обучение их и учеба вместе, вместо простого осуждения этой проблемы.
Подростки обычно верят тому, что они сами для себя уже решили, чем тем вещам, которые они позже услышат от своих родителей. К тому же, как знают многие родители, подростки хотят делать именно те вещи, про которые родители говорят, что это «плохо». Так, уделение времени изучению проблемы с вашими детьми заставит их принимать ту точку зрения, которую они изучают, а не просто пропускать и не принимать во внимание родительские предупреждения и угрозы.
Говорите об этом! Не секрет, что чем больше родители говорят «не делай этого», тем больше хотят этого их дети. У многих детей, которые употребляют алкоголь и наркотики, на самом деле очень строгие родители, которые даже не разговаривают о таких вредных привычках в кругу семьи. Поэтому эти дети являются легкой добычей для запретного плода.
Психология запрета означает, что дети пробуют что-либо просто потому, что им этого не разрешено. Не добавляйте многозначность в ваше «нет». Объясните вред наркотиков, алкоголя и курения вашему сыну или дочери.
И если вы не хотите, чтобы в вашей семье появился эффект запретного плода и не хотите мириться с проблемой алкоголя и наркотиков, вы должны быть уверены, что ваши дети смогут поговорить с вами на эти тему в любое время. Хотя многие родители не согласятся, но есть такие родители, которые скажут, что если их дети хотят попробовать алкоголь, тогда они, вероятно, могут попробовать его, но для безопасности, лучше дома. Одним плюсом этого либерального подхода является то, что если в мыслях детей нет вещей, которые они считают «запретными», они не будут заинтересованы делать это просто потому, что им этого нельзя.
Проще говоря, разговаривайте на эти темы с вашими детьми откровенно. Не приводите ситуацию к тому, что употребление алкоголя и наркотиков становится привлекательным вне дома тем, что вы осуждаете эту проблему и не разрешаете говорить на эту тему. Вы можете удивиться, какими зрелыми и приспособленными могут оказаться ваши дети при предоставленной им возможности, и как хорошо, что они могут противостоять давлению со стороны их сверстников.

Воспитание подростков со сложным характером

У вас растут сложные дети, и вы не знаете, что вам делать…
Вы уже дошли до предела и испробовали почти все. Кажется, что ничто не помогает, и вы чувствуете, что ноты отчаяния разрывают вас. Вы пробовали разговаривать со своими детьми- подростками, но все заканчивается криками, и вам уже больше не хочется этого делать.
Возможно, вам приходится воспитывать подростков со сложным характером, однако это не означает того, что вы сами должны стать подростком. Возможно, разговор со школьными психологом сможет помочь, поэтому вам следует начать с этого.
Однако через какое-то время вы начинаете замечать, что ваш ребенок становится вновь сложным, каким он был до. Значит стоит обратить на это внимание!
Может что-то еще?
- Возможно, вам стоит пристальнее взглянуть на то, что происходит на самом деле. Конечно, вам приходится воспитывать сложных детей, ваши нервы на пределе, но, может быть, они пытаются таким своим поведением вам что-то сообщить.
- Возможно, они пытаются сказать вам, что не все в порядке, но таким образом, каким им кажется единственно возможным, чтобы вы услышали их. Вы никогда не узнаете об этом до тех пор, пока сначала не начнете контролировать себя и не станете слушать их.
- Может быть множество различных причин, объясняющих такое их поведение, и если ваши приказы помогли с ними справиться, позднее может произойти нечто, что снова все изменит. Вам нужно поговорить с ребенком и все выяснить - ведь нет ничего лучше, чем разговаривать со своим ребенком.
- Путь родителей - это сложный путь, но он становится еще сложнее, когда вам приходится воспитывать подростков со сложным характером. В такой период жизни все будет сложным, однако, если вы откроете себя для их болей и расстройств, возможно, вы сможете помочь им справиться с этими проблемами.
- Вы являетесь поддержкой для своих детей, и они нуждаются в вашей помощи, когда у них сложные времена, неважно, насколько серьезным это может вам казаться.
Помните, даже если воспитание подростков со сложным характером может казаться сложным для вас, вашему ребенку также сложно быть подростком. Поэтому уделяйте им немного больше понимания и симпатии. Это того стоит.

Письмо от вашего ребенка

1. Любите меня таким, каков я есть. Я - это Я, и это прекрасно.
2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила - это всё.
3. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку.
4. Не давайте невыполнимых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
5. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я нарочно говорю и делаю вещи, огорчающие вас. Просто мне не хватает вашего внимания.
6. Не огорчайтесь так сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». В действительности я этого не имею в виду, но я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали это по отношению ко мне.
7. Не заставляйте меня чувствовать себя меньше, чем я есть, на самом деле.
8. Не делайте за меня то, что я могу сделать сам.
9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. Я восприму эти замечания, если вы спокойно поговорите со мной наедине.
10. Не пытайтесь поучать меня. Вы удивились бы, узнав, как прекрасно я знаю, что такое «хорошо», и что такое «плохо».
11. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в пылу конфликта, давайте сделаем это не сейчас, а позже.
12. Не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь.
13. Не придирайтесь и не ворчите. В противном случае мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
14. Не забудьте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я учусь, поэтому примиритесь, пожалуйста, с этим.
15. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
16. Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Прямое и честное извинение вызывает у меня удивительно тёплое чувство по отношению к вам.
17. Не забывайте, что мне необходимы понимание и поддержка. Счастье - это когда тебя понимают, не так ли.
18. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже буду вашим другом.

Справочная информация.
О признаках, указывающих на употребление лицом наркотических средств
либо наркотическое опьянение

Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов:
1. Внешние признаки наркопотребления независимо от вида наркотика
Примечание. Следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.
Внешний вид и поведение лица, употребляющего наркотические средства либо психотропные вещества не соответствуют окружающей обстановке, по признакам напоминают алкогольное опьянение, но при этом отсутствует запах алкоголя изо рта
Глаза: не реагируют на свет; имеют покраснение; неестественный блеск; зрачки сильно сужены или расширены; появляются непроизвольные движения глаз или век.
Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.
Изменение речи: речь становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.
Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.
Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.
Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).
Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), изменение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.
Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость и слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.
Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).
Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.
Изменение сознания: нарушение, помрачение.
2. Места сокрытия наркотиков
Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и т.п.
Разовые порции наркотиков («чеки», «дозы», «марки» и т.п.) имеют небольшие либо миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью, марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).
Средства для употребления наркотиков: шприцы, иглы, кальяны, сигареты, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т.п. Они также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.
Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты), пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д.
Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом.
При осмотре вещей должна соблюдаться максимальная внимательность, тщательность, педантичность и последовательность. Необходимо учитывать возможность нахождения наркотиков в самых неожиданных местах и объектах.
Лицо, имеющее при себе наркотик, в случае опасности, как правило, пытается его незаметно выбросить.

Действия при выявлении:
1. При выявлении в учреждении образования лиц, по внешним признакам употребивших наркотики, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь и направить лицо в организацию здравоохранения для обследования.
2. При обнаружении наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, либо предметов, их напоминающих, или приспособлений для употребления наркотиков, необходимо обеспечить их неприкосновенность.
3. Установить очевидцев происшедшего.
4. Сообщить по телефону 102, вызвав в обязательном порядке сотрудников милиции для проведения необходимых мероприятий.

Факторы, помогающие предотвратить пристрастие к наркотикам

1. Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками. Вооружённые знаниями, вы будете иметь преимущество.
2. Зная начальные признаки приобщения к наркотикам, можно, наблюдая поведение человека в различных ситуациях, диагностировать риск по оживлению при упоминании о наркотиках, одобрительным рассказам о веществах и людях, их употребляющих, демонстрации информированности о преимуществах одного вещества перед другим, утверждении о модности потребления того или иного вещества с целью изменения настроения.
3. Беседуйте с ребёнком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его. Обосновывайте свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.
4. Оставаясь твердыми в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жёсткость может вызвать в ответ «молчаливый бойкот».
5. Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время.
6. Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.
7. Перед тем как провести с ребенком серьёзный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребёнок в нормальном состоянии, а вы держите себя в руках.
8. Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребёнка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо ни от каких условий.
9. Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребёнку использовать ваши противоречия между собой.
10. Не рассчитывайте сразу на согласие. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Ждите таких слов, как: «Ты мне не веришь. У меня нет никаких проблем с наркотиками. Ты вообще обо мне никогда не заботишься», а также такого, что ребёнок попробует надавить на ваши чувства. Однако ваша твердая позиция как раз и будет для него наилучшей заботой.
11. Не пытайтесь справиться в одиночку. Обращайтесь к специалисту – наркологу, психологу, психотерапевту.
12. Помните: вы боритесь с болезнью, а не с ребёнком. Он должен знать, что у него есть дом, куда он может вернуться.
13. Дом и семья должны быть в прямом смысле крепостью, где ребёнок чувствует свою защищённость. Неправильное поведение родителей ведёт к тому, что семья будет восприниматься как место заключения, из которого хочется вырваться при подходящем случае. Начинается это с возраста 1,5-2 лет, когда впервые появляются так называемые детские капризы как реакция ребёнка на неправильное поведение взрослых. К сожалению, родителей больше волнуют не особенности (и недостатки) собственного поведения, а ответная реакция на них, которую они считают неправомерной. Появление капризов свидетельствует о двух вещах: во-первых, о неправильном поведении взрослого, во-вторых, о том, что ребёнок достаточно умён и психологически самостоятелен, чтобы заметить это и отреагировать.
С детства человеку доступными для понимания в его возрасте словами необходимо объяснять, в чём зло наркотиков, и рассказывать о способах решения проблемы.
В этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление во время беременности алкоголя, табака и наркотиков связанно с появлением дефектов у новорождённых, что любой человек может стать наркоманом и даже несистематическое употребление наркотических препаратов может привести к серьёзным негативным последствиям.
Важно, чтобы родители хвалили и поощряли своих детей за хорошие поступки, правильные решения, которые они принимают. Когда вы испытываете гордость за сына или дочь, скажите им об этом. Понимание того, что их замечают и ценят взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие на подростков.
Неуверенным и закомплексованным нужно создавать ситуацию успеха, не скупить на похвалы. Главное при этом, чтобы успех был настоящим (хотя и минимальным), а похвалы имели под собой реальное основание. Иначе ребёнок, почувствовав фальшь, замкнётся, и результат будет прямо противоположным. Помогите ему убедиться, что со многими делами он справляется не хуже, если не лучше, чем другие.
Тех, кто, обладая большим потенциалом, легко «скользит» по жизни от удовольствия к удовольствию, постарайтесь поставить перед серьёзной проблемой. Их легко заинтересовать, гораздо труднее добиться, чтобы начатое дело было доведено до конца. Попытайтесь пробудить их самолюбие, усомнившись в их способности справиться с предложенной задачей. Интерес к делу быстро угасает, но желание быть на высоте может сослужить хорошую службу. Работа, на которую затрачено много сил, приводит совсем к иному результату, чем обычная для таких людей «халтура».
Склонных к депрессии и испытывающих постоянный дискомфорт нужно научить облегчать своё состояние. Помогут разные вещи: быстрая или, напротив, спокойная лирическая музыка, танцы, прогулка на свежем воздухе, энергичная физическая работа, вязание, душ, хобби. Способ избавляться от дискомфортного состояния должен быть индивидуальным, но помочь ребёнку найти его должны взрослые.
Если подросток постоянно идёт на поводу у других людей, стоит внимательно присмотреться, в какой компании он вращается. Если возникают серьёзные опасения, то надо как можно быстрее постараться изменить жизнь ребёнка, чтобы он естественно и незаметно отошёл от этой компании. Далеко не всегда подростки тщательно скрывают свою жизнь от взрослых. Но родители не понимают, что происходит: заняты своими проблемами или им мешают укоренившийся образ ребёнка, принятая позиция «Мой ребёнок не такой».
В своё время велись жаркие дискуссии о том, как современному человеку лучше справиться с огромным объемом информации, которая поступает к нему из внешнего мира. Однако стоило научиться отличать значимую информацию информационного шума, как выяснилось, что полезной, жизненно важной информации современному человеку как раз и не хватает. Выявились также две категории граждан, особенно обделённых данной информацией: подростки и их родители. С целью решения этой проблемы в различных городах нашей страны стали создавать центры экстренной психологической помощи с телефонами доверия, куда подростки могут обратиться за любой нужной им информацией: психологической, медицинской, юридической. Эта форма помощи подрастающему поколению приобретает всё большую популярность. Совместными усилиями родителей и специалистов легче преодолевать специфические для подросткового возраста трудности и проблемы.

© УВО БГКЖТ  
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь  Управление внутренних дел Брестского облисполкома